Когда мы говорим «разделить скорбь», это носит несколько условный характер. Потому что, на самом деле, мы не можем пережить те же эмоции, которые переживает наш близкий, которого бросила жена или любимая. Но мы можем просто быть рядом.
Это трудно. Как трудно держать за руку умирающего человека. Потому что в том, кто переживает развод или разрыв отношений, происходит такая борьба, такая сила эмоций, страсти, что меня это может просто обжечь. Его трясет от той энергии, которая в нем пробуждается в этот момент. Потому что эмоция, как радостная, так и скорбная, обладает колоссальной силой. И меня может начать трясти от этой силы. Но я буду рядом.
Какие тут утешения годятся? Может быть, одного слова хватит: «А ты знаешь, я думаю, что она тебя все-таки любит». Или, быть может, сказать: «Ты знаешь, я удивляюсь силе твоей любви. Как ты ее любишь!»
Не надо говорить: «Ты сам виноват». Это ужасно, когда друг говорит такое. Нет. Но и не обвинять ту, которая ушла. Вот, просто быть рядом.
И если человек начнет говорить – слушать. Выслушать друга. Молча выслушать столько, сколько ему нужно. Принять его слезы. Создать такую атмосферу уважения к его слезам, чтобы тот плакал свободно и легко.
Священник Андрей Лоргус
No comments:
Post a Comment